Продолжение / Начало 6 ноября день восьмой 9.15 выехали из Чандрапура (такси запоздало на час) в деревню Брамапури, что в 120 километрах по «отборым» индийским дорогам. По дороге как всегда много интересного. Наблюдал местную «биржу труда», скопление стоящих на площади людей (около 300 человек) в ожидании, что кто-то придет и наймет их на сегодняшний день на фермерские, строительные или иные работы. Средняя плата за день работы составляет 100рупей (примерно 2 доллара), но и этого может не быть, можно простоять день и два и никто тебя не наймет…такие вот суровые индийские будни.
11.40 прибыли в Брамапури небольшую по местным меркам деревню (около 5000 человек). Местная община ради нашего приезда арендовала помещение частной школы. Немного подождали пока соберутся люди. Потом была церемония приветствия с цветами и песней.
12.20 Объединили людей в первая группы, первая кто вообще не был крещен, 2я кто был крещен и кого нужно только миропомазать. Я объяснил, что такое крещение, почему те, кто уже крещен должны миропомазаться и что сегодня они присоединятся к Вселенской православной церкви и смогут причаститься тела и крови Христа.
Начал крещение, с пел молитву «Царю небесный» на маратхи. Был интересный инцидент, когда дошло время в первый раз называть свои имена оказалось, что у одного маленького мальчика еще нет имени, хотя ему было уже 2 месяца. Я сказал его матери, что невозможно крестить ребенка, не назвав его имя, и предложил дать имя сейчас. Она согласилась. Немного подумав, чтобы имя было удобно произносимо на их языке, предложил имя «Томас» Фома (в честь апостола просветителя Индии). Во время крещения я объяснял каждое действие, перед тем как его совершать. Необычным для них моментом оказалось дуть и плевать на сатану. Немного помешавшись, все справились. В остальном крещение и миропомазание прошло спокойно. В конце я объяснил, что важно носить крест всегда на себе, чтобы быть исповедником Христа (тем более это актуально в их стране).
13.45 Начали Литургию. Хорошо , что у Рохана уже был небольшой опыт пения. Я, как обычно, пел все сложное и неповторяющиеся, ектении произносил на английском. Рохан (а с ним почти хором подпевал и весь народ) все простое («Господи помилуй», «аминь» и т.д.). Символ веры читали все вместе хором , молитву Отче наш тоже. Причастников было 27 человек. После отпуста и небольшой проповеди все приложились ко кресту, взяли благословение. Мы каждому подарили маленькую икону с молитвой на английском языке.
15.30 Пообедали и поехали смотреть дом старосты местной общины (Андрея). Дом оказался на окраине, стоящий за простым забором из колючих веток. Сделан он из чего попало… дыры в стенах еле прикрытые полиэтиленом и сеткой, потолок из сучьев с соломой, глиняный пол. Только одна кровать(просто сколоченные доски накрытые тонкой циновкой.) в прихожей, где спят все трое членов семьи. Дальняя комната, она же детская, она же рабочее место и кухня, с одним маленьким окном и дырами в потолке. Впечатление смешанное.
Но самое интересное другое, места тут дикие, много кобр, медведей и прочей живности. Рохан сказал, что после 18.00 (наступает темнота) тут никто не ходит, потому что тигры выходят на охоту. Так вот Андрей рассказал, что два месяца назад к ним в дом ночью ломился тигр в щель угла дома и чуть не залез… Он сказал ,что Господь чудом спас его и жену с маленькой дочкой от смерти.
18.30 Приехали в Чандрапур
7 ноября день девятый 10.00 выехали из Чандрапура (таксист почему-то опять опоздал на час) в деревню Мул, что в 45 км. Эта деревня больше вчерашней: около 15 тысяч жителей. По приезду немного пришлось ждать в доме старосты, пока приедут люди из соседней деревни (говорит, они опоздали на автобус).
12.00 Приехали в арендованное помещение, которое располагалось по соседству с нелегальным палаточным городком. После приветствия с цветами и песней я начал рассказывать о своем приезде, о том что мы будем делать и смотрю в дверях появились два мужчины , к ним вышел староста. Меня попросили присесть. Рохан сказал ,что офицер полиции заинтересовался мной.
кто я, откуда и что тут делаю. Через минут пять позвали Рохана, общение шло минут десять (я успел представить каковы условия индийской тюрьмы и каково будет там ночевать сегодня) после чего, Рохан что-то записал и, пожав руку полицейскому, вернулся. Оказывается, полицейский хотел узнать обо мне, чтобы обеспечить мою безопасность. Попросил мои данные зарегистрировать в Чандрапуре, чтобы если что со мной случиться они могли предпринять меры.
Крещение и миропомазание прошло хорошо, все вместе читали Символ веры. Многие люди присутствовавшие на встрече не крестились и не миропомазывались. Рохан и староста Томас объяснили это тем , что они новоначальные и не укреплены еще в вере, что им пока рано.
Эта община была на удивление музыкальная, они пытались подпевать все, что только можно во время Литургии, даже когда я читал молитвы и в конце говорил «Аминь» они повторяли «Аминь». Во время литургии я несколько раз останавливался и объяснять суть происходящего. А в конце, сказал, что скоро будет перевод литургии на их родной язык, и они смогут полноценно участвовать в ней. Символ веры и молитву Отче наш читали все вместе на маратхи.
После Литургии мы подарили всем по маленькой иконе. К концу службы пришел познакомиться местный пятидесятнический пастор. Сказал, что он очень рад меня видеть и завязал небольшую беседу. Я в лоб спросил, знает ли он что-нибудь об истории православной церкви…он уклончиво ушел от ответа. Тогда я прямо спросил «хочешь ли и ты со всей своей общиной присоединиться к Вселенской православной церкви?». Он ответил, что будет думать в этом направлении. Договорились ,что Рохан пообщается с ним целенаправленно и расскажет ему о православии.
16 часов. Приехали в дом местного старосты Томаса на обед. Час ждали, пока обед будет готов, за это время я успел загадать всем несколько логических загадок, библейских вопросов и меня попросили дать имена двум детям (в семьях местного старосты и в другой семье через месяц родиться ребенок) т.к. они не знают, кто у них будет (законом в Индии с 1954 года запрещено узнавать пол ребенка до его рождения) пришлось дать имена и женское и мужское каждому.
На обратном пути в Чандрапур по пути заехали в католическую церковь, местный священник нас принял. Немного пообщались. Посмотрели храм.
18.00 приехали в Чандрапур. По пути заехали в гости к священнику Индийской православной Маланкарской церкви. В это время у него в гостях был еще один маланкарский священник, мы поговорили, потом они пошли показать нам храм (до этого я никогда не был в маланкарском храме). Храм представляет некую смесь западной католической и восточной православной традиции. Даже крестное знамение у них: пальцы складывают как православные, а крестное знамение как у католиков. Поговорили о некоторых тонкостях богослужения, истории церкви. Второй священник был уверен , что наши церкви имеют евхаристическое общение, причем сказал это несколько раз.
21.00 Приехал младший брат Рохана- Битту, обсудили планы на завтра подвели итоги. Позвонил маланкарский священник, беспокоился, пришлет ли ему Рохан фото с нашим визитом.
Сегодня : Крещены и миропомазаны – 6 , присоединены миропомазанием -20, причастников 28.
8 ноября день десятый 9.00 выехали из Чандрапура в деревню …..(но деревней это назвать сложно т.к. в ней проживает 200 тысяч жителей, хотя местные твердили, что это точно не город, а деревня) что в 75 километрах и уже за границей дистрикта Чандрапур.
11.00 Прибыли на место, помещение для нашего приезда арендовали у местного детского дома, который принадлежит протестантской церкви. Оказалось, что из ожидаемых 40 членов местной общины смогут быть только 10, да и те опаздывают. Местный староста объяснил это тем ,что сейчас разгар уборочных работ и многие, особенно мужчины, заняты на них. К 12 часам приехали 10 человек, но в пути была еще одна пожилая женщина, которая очень хотела, во что бы то ни стало, успеть… подождали ее еще 20 минут. Когда все собрались, выяснилось, что только одна женщина будет креститься. Спросил всех, как они стали христианами? Абсолютно все сказали ,что были индуистами, а к вере во Христа пришли во взрослом возрасте.
После крещения и миропомазания начали Литургию. Кроме Рохана и местного старосты Пракаша, было еще двое старост общин из соседних населенных пунктов. Они все старались петь, и получилось что-то наподобие братского хора. Народ везде в Индии на удивление не стеснительный, не смотря на то, что все были на Литургии впервые, смело старались подпевать, как умели. Как обычно все вместе прочитали Символ веры и молитву Отче наш.
После окончания Литургии все приложились ко кресту и каждому мы подарили по маленькой иконе. Староста сказал благодарственную речь, извинился, что народ не смог быть в полном составе, и очень искренно (на мой взгляд) сказал: «Мы очень благодарны вам за то, что приняли нас в Православную церковь. Я и доверенная мне община будем стараться во всем следовать учению и правилам Православной церкви». Я сказал, что его труд очень важен для Бога и благословил его на труды. Позже, когда мы заходили к нему домой, на доске была последняя тема (которую он преподавал общине) по истории Вселенской церкви. Пракаш сказал ,что пока у них нет своего здания они собираются у него дома. Дом же этот - старый чердак из 2х комнат, который он снимает за 250 рупий (ок 150 рублей) в месяц без всяких удобств.
16.30 На обратной дороге заехали в соседнюю деревню, посмотреть как живет староста местной общины - Симон. Эта деревня оказалось маленькой и когда мы шли к его дому, тут же набежало много любопытствующих посмотреть что за «чудо-юдо» приехало к ним. Оказалось, что эти люди (по словам Рохана) никогда в жизни не видели европейского человека. Я пошутил, сказав, что я с этой же планеты и попросил сфотографироваться. Симон живет в приличном (по местным меркам) каменном доме и имеет свою землю, которую и обрабатывает. Он также от лица своей семьи и общины поблагодарил меня за приезд и сказал ,что будет все возможное для служения Богу. Пока мы пили чай, к его дому собралось несколько членов его общины, которые были вчера в деревне Мул. Я вышел к ним, немного пообщались. Они попросили благословения, и мы отправились в обратный путь в город Чандрапур.
На обратном пути мне подробнее рассказали про место , где мы сегодня были. Это очень опасное место, так как джунгли вокруг оккупированы террористами. Террористы эти (по идеологии коммунисты) финансируются Китаем и целью свержения индийского правительства. По деревне стоят блок посты и кпп. Рохан сказал, что они часто минируют дороги и захватывают в плен местных жителей, требуя исполнения их условий. В общем, при всей горе индийских невзгод они сильно мешают жить простым людям, подвергая их жизни постоянному риску. Я подумал как же нелегко приходиться этим старостам в таком месте сохранять не только веру , но и возгревать ее в других. Ведь каждый день идя в поле или сев в автобус ты не знаешь, вернешься ли живым домой. 19.00 Вернулись в Чандрапур. Подвели итоги, Обсудили планы на завтра.
Итого за день: крещеных- 1, приобщенных через миропомазание – 10, причастников- 14.
9 ноября день одиннадцатый 9.00 выехали в деревню Котари, что в 50 километрах от Чандрапура ( По дороге заехали в одну семью, в которой все верят во Христа , но еще не утверждены. Рохан пригласил их на воскресное богослужение). В деревне этой проживает 15 тысяч жителей. Нас встретил староста местной общины Арун (Иоанн) и сразу же отвел на место встречи. Местом встречи был его дом, где к нашему приезду уже все собрались. Выяснилось, что из собравшихся около 30 человек только три будут креститься (пожилая женщина и двое детей старосты) и 11 миропомазываться. Я спросил , а что остальные? Арун ответил ,что многие новенькие и не готовы еще принять крещение и стать православными, я задал несколько наводящих вопросов, сказал ,что следующая возможность будет у них не скоро, но Арун был уверен и сказал, что они редко посещают церковь и не утверждены еще в православной вере. Крещение и миропомазание прошли как хорошо, Символ веры читал сам староста.
Перед началом Литургии я рассказал о том, что будет происходить (но также останавливался и во время литургии для объяснений), призвал всех молиться. Интересно, что во время чтения апостола и Евангелия все открывают свои тексты и следят очень внимательно (что радует). Народ старался подпевать, что пел Рохан и Арун. Символ веры и молитву Отче наш читали все вместе вслух на маратхи. Я , как обычно, блистал пением на славянском, ектении произносил на английском, чтобы Рохан мог следить за ходом службы.
После Литургии все приложились ко кресту, мы подарили каждому по маленькой иконе. Пока убирали помещение я попросил их спеть, то что они поют обычно. Вся община спела две красивых песни на маратхи. Я сказал, что когда будет перевод на их родной язык Литургии, они смогут все вместе петь богослужебные песнопения. Во время обеда общались со старостой и его семьей на разные темы. Например, я спросил Аруна о том, почему присутствовало столько женщин, а где же их мужья и что с их верой? Он ответил, что мужья их непротив, говорят «ходите в церковь просите у Бога благословений, а мы дома посидим» (в общем, типичные Российские ленивые мужья, только вид сбоку). Еще Арун сказал, что много людей в окрестных маленьких деревнях хотят тоже стать православными, но сегодня приехать не смогли. Но он обязательно будет ездить к ним и учить и готовить ко крещению.
15.30 Арун сказал ,что ему одна женщина христианка (не православная) подарила землю, на которой есть фундамент и начаты стены. Мы поехали смотреть это место. Оказалось вполне удобное место с уже начатыми стенами для будущей часовни. На обратном пути заехали еще к одной семье, члены которой хотят стать православными и придут на воскресную службу. 17.30 прибыли в Чандрапур. Подвели итоги.
До ужина поразбирали некоторые догматические вопросы с Роханом и его младшим братом Битту (который учиться в Нагпуре и приехал домой на выходные).
Итоги дня: крещеных – 3, присоединенных через миропомазание - 11, причастников - 17
10 ноября день двенадцатый 10.00 После завтрака решили ведь день посвятить переводам Литургии и утренних и вечерних молитв. Очень долго (до обеда) возились с антифонами, то конструкции не такие были, то слова не могли подобрать, например у нас есть два слова разных «власть» и «держава», на маратхи это одно и тоже слово. Приходилось искать синонимы не теряя глубины. После перевода антифонов и малой ектении решили спеть, т.к. я сказал что завтра на Литургии будут петь антифоны Рохан и Битту.
С пением было плоховато. Пришлось мне писать все транслитом и в итоге, я показал четыре разных варианта пения первого антифона на маратхи, из которых один был в индийском стиле пения «кавали» (который я знаю т.к. много слушал). Этот последний привел всех в восторг, все сказали что очень похоже и ,что особенно в деревнях такой стиль пения людям понравиться (если получиться сделаю видео).
16.00 После обеда продолжили переводы . В итоге сделали транслит других антифонов (если так пошло бы и дальше через месяц я смог бы полностью служить на маратхи) и решили, что я буду петь половину каждого, а Рохан и Битту будут дочитывать до конца. После окончания переводов разобрали несколько исторических вопросов, о понимании священного Писания и церковных традиций.
На завтра ожидается приход людей из Чандрапура, большая часть из которых хочет присоединиться к Православной церкви (в т.ч. брат Рохана -Битту).
11 ноября день тринадцатый 10.00 Приготовил все к Литургии, совершил проскомидию, повторил все необходимое для литургии на маратхи. 11.00 Стали собираться люди. Всего на Литургии было около 30 человек. Семь собирались креститься, двое миропомазываться. Остальные оказались новенькие (большинство из протестантов) и были еще не готовы. Мы предложили придти им завтра на беседу и если они решать перейти в православие, то послезавтра крестить их тоже.
На сей раз в литургии было больше песнопений и чтений на маратхи, что произвело на присутствующих очень благоприятное впечатление. Я предупредил всех в начале Литургии, что полные перевод готовиться и что скоро все смогут быть полноценными участниками богослужения. Все ектении я произносил на английском (кроме малой, ее на маратхи), антифоны сделали как решили вчера. Я пел половину на маратхи, (чем сильно удивил слушающих), а Рохан дочитывал остальное. Апостол и Евангелие Рохан дублировал на маратхи, Символ веры и молитву Отче наш читали все вместе.
После Литургии я провел небольшую проповедь-беседу, частично на тему сегодняшнего евангельского чтения, частично историко-назидательную. Все слушали внимательно. После пошли для общего фото на крышу и там завязалась беседа с одной женщиной (из протестантов), она задавала много типичных вопросов: почему мы крестим и причащаем детей, почему мы считаем, что их всех христианских церквей только православная имеет полноту истины и т.д. Ответы она выслушивала внимательно и даже с удивлением. После спросив, когда можно придти на беседу узнать больше? Пригласили ее на завтра. После был общий обед и общение.
Во время Литургии пришли плохие вести, о том, что староста деревни Котари (Арун) по дороге на Литургию попал в аварию и сейчас в госпитале. Я предложил Рохану сразу после обеда поехать проведать Аруна.
15.30 Я , Рохан, Битту и еще два старосты поехали в госпиталь проведать Аруна. Оказалось, что у него сломана нога и ушиб на второй. Выглядел он бодро (для его состаяния) подосадовал, что не попал на литургию. У его кровати сидела жена, брат и еще пару родственников. Госпиталь частный, платный, поэтому условия хорошие(чуть хуже чем в БСМП г.Петрозаводска).
Доктор сказал, что завтра будут оперировать. Время восстановления будет зависеть от результатов операции. Все подбодрили Аруна. Я сказал, что не случайно в такой важный для его общины момент такие испытания. Помолился и благословил его и его жену. Прощаясь ,старосты общин сказали ,что хотят на днях еще раз приехать в Чандрапур для общения со мной. Я сказал, что буду рад общению и, чтобы они согласовали время с Роханом.
12 ноября день четырнадцатый 12.00 В гости приехали старосты деревень Мул(с семьей) и Гадчироли для общения. Договаривались на одиннадцать, но они по пути поехали проведать Аруна в больнице. Вообще я наблюдаю тут хорошие братские отношения среди местных уже православных христиан. Их мало, они держатся друг за друга, часто встречаются, хотя живут на приличном отдалении. Очень благоприятная почва для построения крепких православных общин в будущем.Первым делом отслужили молебен за болящего Аруна и его семью, чтобы Господь направил ситуацию по Своей воле.
Главным образом обсуждали вопросы дальнейшего развития миссии в деревнях. Они рассказывали много планов, я предложил, чтобы систематизировать их предложения, каждому написать их на бумаге и передать Рохану , а он переведет все и вышлет для рассмотрения. Они рассказывали разные истории их сельской миссионерской жизни. Но вывод один можно сделать точно, жатвы тут очень много. После общения пошил пить чай и уже за чаем понимали разные вопросы уже на разные темы. К 14.00 пришел первый (и как оказалось единственный), из бывших на литургии в воскресение, желающий узнать больше о православии. Молодой человек по имени Ашеш.
14.30 Проводили старост, подарили каждому четки (я коротко объяснил как традиционно молятся по четкам) и наклейки с крестом для прихожан. Старосты много благодарили меня. Попросили благословения на их труды, дорогу и уехали. Время было обеда и семья Рохана, я и Ашеш сели обедать заодно начали беседу. Ашеш сказал, что его семья принадледит к какому то немногочисленному течению буддизма (я о таком не слышал), а он хочет больше узнать о Христе (странно ,что в будущем он спрашивал в основном про сравнения с индуизмом, а не буддизмом). Вначале он сказал, что хочет креститься и стать православным.
Я, как истинный миссионер, начал спрашивать (на Родине его бы крестили тут же, пока хочет): «а знаешь ли ты, что такое быть христианином?», «готов ли ты изменить свою жизнь и следовать за Христом , а не за собой? Ведь ты сейчас так хорошо живешь…делаешь все что хочешь.» Он задумался…не знал, что ответить. Я продолжил «а понимаешь ли ты , что в твоей стране быть христианином означает во многом выпасть из системы?(подробнее об этом позже расскажу) ». Он продолжал думать… Когда мы пообедали, продолжили общение в гостиной и тут уже он начал задавать вопросы. Первый вопрос мог задать только человек с индуистским сознанием: «А знают ли индуистские боги о том что Христос Бог?»,если бы меня спросили об этом в России я бы подумал что шутка, но нет тут все в серьез.
Начали большую тему о многобожии, о свойствах Бога, о том почему мы не верим и почему просто не может быть много богов, он внимательно слушал и после нескольких «убийственных» примеров (кои в рукаве есть всегда) он улыбнулся и закивал головой, что согласен с нами. Дальше были похожие вопросы о том, «как же так в Индии и не знают о Христе почему?» мы рассказали коротко про историю христианства в Индии, но главный вывод я подвел (и тут он вынужден был снова согласиться), что если кто-то о чем то не знает это не значит, что это нет или это неправда. Я привел пример с «белыми ночами»(которых никто кроме меня не видел из присутствующих), со снегом (тоже никто не видел) этим убедил, что не количество информации вокруг о чем то свидетельствует об истинности. Дальше он спросил почему столько христианских конфессий и религий вокруг если Бог один (избитый вопрос),я снова через примеры показал, что к чему и тут он задумался.
В итоге я сказал, что у него есть три дороги. Первая это подумать вечером, креститься завтра, но это потребует от него доверия в дальнейшем. И уже будет поздно поворачивать назад. Второй путь – это изучить вопрос серьезно (Рохан сказал поможет), прочитать хотя бы одно евангелие и только потом , осознанно принять решение. Ну а третий путь жить дальше как хочешь. Ашеш подумал и сказал, что он хочет подготовиться и креститься осознанно. Я думаю он сделал правильный выбор. Всего мы проговорили с ним часа два. После общения с Ашешом позвонили Силуану в Бангалор уточнить начет времени прибытия и встречи. Силуан (по голосу) был очень рад меня слышать и сказал, что все к моему приезду готово.
17.00 Рохан сказал, что одна девушка (из тайных христиан) хочет увидиться. Он позвонил и договорились на 18.30. 18.45 приехали к какому маленькому ресторану на приличном расстоянии от дома Рохана. Он сказал ,что нам надо встретиться на нейтральной территории, вдали от ее дома, а дом ее, как оказалось, в пяти метрах от дома Рохана (она его соседка). Мы сели за столик(ресторан был почти пустой) я заказал мороженное и к нам через мины три подсела девушка.
Вот ее история: Ее зовут Нэхи, ей 20 лет и она живет в очень религиозной индуистской семье (которая, как я понял, приехала в Индию из Пакистана). Я спросил как давно она верит во Христа, она сказала , что уже пять лет. Ее родители, при одном только разговоре о другой религии, бьют ее. Три года назад они нашли у нее библию и порвали, а ей сильно досталось. Она сказала ,что очень ждала моего приезда и хочет стать православной, а сейчас попросить благословения. Я сказал, что ей нужно креститься, но в ее ситуации это очень и очень серьезное решение.
Она сказала, что готова. Я решил немного поднажать и спросил: «а ты понимаешь, что твои родители могут тебя возненавидеть после твоего поступка. И может даже отказаться от тебя (как это случилось с женой Рохана)». Она сказала : «да я понимаю и готова. Я доверяю Христу и буду следовать за Ним». Без малейшей иронии могу сказать, что я видел перед собой пример истинной христианки с которой многим (в том числе мне) надо брать пример… Завтра в Индии самый большой праздник – «Девали» и ее никуда не отпустят, а послезавтра я улетаю….решили ,что Рохан найдет место и я крещу ее 14го утром до отлета в Бангалор. Предложил ей общаться в интернете, если у нее будут вопросы т.к. у нее только одна подруга христианка. На улице я благословил ее и сказал, чтобы она крепилась и готовилась к этому важному событию.
20.00 Поехали Навещать Аруна (которого перевели в государственную больницу). Коротко о его месте пребывания. Огромная палата коек на 40(все заняты), тусклый свет. На полу в палате спят тоже люди человек пятнадцать, скорее всего родственники. У койки Аруна спала на голом полу его мама, которая встала, когда мы подошли. Аруну было легче чем вчера, но операция будет не раньше четверга. Мы подарили ему четки, пообщались, подбодрили. Прити принесла ему ужин. Врач сказал, что он не сможет работать минимум три месяца, а он единственный кормилец со своей скудной зарплатой. Подумал, что надо будет как то помочь его семье пока он не может работать. В коридорах больницы так же спят люди, припарковано пару скутеров (думаю днем их больше). Вобщем никому не пожелаю оказаться в такой здравнице.
Мнения и размышления: «Немного о толерантности».
Коротко обрисую положение христианства в Индии (по крайней мере, что слышал из первых уст). Если ты христианин и учишься в колледже, то платишь раза в два больше чем индуист, у них зависит от касты, которых по конституции в Индии как бы нет. Если вы христианин хозяин магазина, у вас никто ничего покупать не будет… просто потому что так. Если вы страховой агент, никто из мусульман и индуистов у вас страховаться не будет, ищите клиентов где хотите(повод для миссии подумал я). Если вы менеджер, то устроиться в приличную контору вряд ли получиться.
Ну а если вдруг вы захотели стать в Индии врачом, то добро пожаловать на мед. фак. И вам как христианину нужно будет платить всего лишь 400 тысяч рупий в год вместо 150ти тысяч для буддистов и индусов. Интересно рассказал Битту, что если написать в анкете, что ты «буддист- христианин»,то возможно будет скидка…. Можно только догадываться, каково это верить в Иисуса Шакьямуни? А вообще, никакой религиозной дискриминации, как вы уже поняли в Индии нет, поэтому правозащитники могут спать спокойно. Важно то, что быть христианином тут не обойдется только «в душе», придеться верить на деле… Все это… случай с Нэхи, который точно не единственный, наталкивает на одну мысль, что как же мы в России не ценим того, что имеем.
13 ноября День пятнадцатый 11.00 Поехали с Роханом смотреть место за городом для крещения Нэхи. Место оказалось в чистом поле, которое принадлежит другу Рохана. Крещение назначили на завтра на 11 утра.
14.00 Закончили разбор часов и обедницы. Разобрали чин крещения миинярским чином с случае крайней необходимости. Занялись переводами. Много конечно не успели, но Рохан и Битту поставили первоочередной своей задачей закончить перевод Обедницы, Литургии и молитвослова для мирян в кротчайшее время.
16.00 Сегодня начало самого большого праздника в Индии- Дивали, у индуистов традиция рисовать цветным песком перед домами разные картинки своим богам и зажиать свечи. Я спосил Рохана , делают ли они что-нибудь в этот день? Он сказал «нет», но у них есть цветной песок, который они используют на Рождество. Я предложил провести миссионерскую акцию, а именно: перед воротами его дома нарисовать таким же песком , но христианскую картину с расчетом на то, что это явно привлечет внимание местного населения. И расчет оправдался!
Я и Битту придумали сюжет, чтобы он был с одной стороны простым с другой явно христианским. Начали делать, сразу соседи(которые в это время так же рисовали у своих домов)обратили внимание, что волосатый странный человек возиться у земли и что-то рисует не стандартное. Пока мы рисовали к нам то и дело подбегали соседские дети, иногда с родителями посмотреть, что же мы рисуем, часто проходящие случайно люди останавливались и долго рассматривали сюжет. Одна соседка, подойдя посмотреть, похвалила нас и сказала, что получилось очень красиво.
19.00 Собрались с Роханом, чтобы обсудить и записать дальнейший план действий после моего отъезда. Подвели итоги поездки, рассмотрели недочеты и недоработки.
20.00 Когда стемнело, начался грохот на улице , мы вышли на крышу картинка как у нас на новый год в полночь. Везде салюты, грохот, хлопушки и много света. Битту сказал что так каждый год. Представьте только 900 миллионов (Шесть Россий вместе взятых) празднуют самый большой для них праздник. Особенно интересно среди всего этого грохота и взрывов слышался где-то вдалеке голос с минарета «Аллах акбар». Дивали - языческий праздник , поэтому мусульмане его не празднуют, так же как и христиане.
14ноября день шестнадцатый 11.00 Приехали в «поле» для крещения Нэхи. Я еще раз спросил, ее готова ли она ко всем последствиям крещения, со стороны родственников? Она ответила «да». В процессе крещения приехал друг Рохана (чья была земля) посмотреть. После крещения Нэхи я спросил у друга Рохана какой он религии? Тот молчал…но видно что процесс мыслительный шел (до этого Рохан говорил что он буддист),я спросил «буддист?» тот сразу ответил «да буддист!»,я спросил «а какой школы буддизм исповедует?» и стал перечислять. Он, видно впервые слышал эти названия, ничего не мог сказать и в итоге я сказал «не оставляй вопрос веры на самотек, ведь у тебя одна жизнь и ошибка может быть только одна». Он кивнул. Мы поехали домой. Рохан рассказал, что его друг хочет стать христианином , но в его деревне он очень уважаемый человек и если он станет христианином, потеряет уважение… какой хороший пример подумал я, в один день два столь разных человека. Одна готова быть гонима ради Христа, другой боится потерять свое иллюзорное (ведь буддисты верят что все иллюзия) уважение…
15.00 Приехала машина. Мы последний раз поехали проведать Аруна в больнице. Его ногу оже прооперировали. Он лежал в гипсе с четками в руках и весьма хорошем настроении. Я показал на четки. Он засмеялся и сказал, что молится всегда. Я ждет как бы скорее поправиться на продолжить дело миссии. Я сказал, что и так он может учить людей, собирать их, а то что нога сломана так это повод побольше почитать. Он засмеялся. Напоследок я благословил его с женой и мы отправились в Нагпур , откуда я должен был лететь в Банголор.
18.00 Прибыли в аэропорт Нагпура, я дал Рохану последние указания и уточнения . Договорились, что будем в постоянной связи.
21.20 Прилетел в Банголор. Меня встретил Силуан (местный православный, который обратился из католиков). Приехали к Силуану домой, поужинали и обговорили планы на последующие два дня.
15 ноября день семнадцатый (День сплошных разговоров, если описывать все не хватит и двадцати листов. Поэтому только суть в сокращениях) 8.00 Силуан зовет меня на завтрак и сразу говорит, что еще раньше позвонила женщина (он ее не знает) из католической школы, сказала, что католический священник не приехал и просит приехать его и благословить их школу.
Он сказал ,что у него в гостях я (русский православныйсвященник) она спраосила могу ли я благословить их. Я, не понимая до конца сути вопроса сразу сказал, что благословлять или освящать католическую школу не буду, но готов с радостью приехать пообщаться на любую тему хоть с учениками хоть с учителями. Женщина (по летефону) согласилась, и назначили встречу на 11.00
8.30-10.30 Во время завтрака и после. Вели очень горячую и долгую беседу с родителями Силуана - католиками. Началось все с того, что я заметил, что они читают утром православный символ веры и спросил почему? Так завязалась долгая дискуссия о евхаристии, Папе Римском, истории церкви и т.д.
11.15 приехали в католическую «школу». На деле это оказался недавно открывшийся семейный детский садик, в котором было пока, что только четверо детей. Все работники садика - это одна семья : родители, и четверо их дочерей (воспитатели). Силуан представил меня и началось самое интересное… Эти люди со своего рождения католики, притом то что называется «практикующие», одна из дочерей хочет стать монахиней, каждый день читают Библию и т.д. Но они никогда даже не слышали, о том, что есть такая православная церковь!!!
Я подумал (вот оно где поле благодатное) и начал задавать непринужденные вопросы. Для начала спросил «а вы знаете когда ваша церковь возникла?». Они переглянулись и сказали «не знаем…». Я очень коротко рассказал им как было дело, о возникновении христианства и дальнейших расколах. После, когда дело дошло до отличий спросил, «а вы знаете свой символ веры?» и оказалось , что они не знают вообще , что такое символ веры!!!
Сразу понял, что спрашивать по вероучению бесполезно. Начал просто объяснять во что мы верим, а что в католицизме не признаем. Они посыпали вопросами. На которые мы с Силуаном отвечали примерами, истории , местами Писания и личным опытом. Они были явно удивлены, но в большинстве случаев соглашались, что мы правы. Под конец я спросил «не кажется ли вам что такое состояние опасно? Ведь вы не знаете свою веру, как вы можете верить ,что она истинна? Если священник например будет говорить вам ложь как вы это проверите?». Они признали, что состояние не нормальное, но они до этого никогда об этом не задумывались.
Силуан сказал, что завтра будет Литургия и они смогут придти, а так же что он проводит каждое воскресение занятия о православии. Вся семья сказала, что на литургию не получиться придти т.к. рабочий день, а на занятия постараются ходить. В конце они сильно благодарили и просили придти к ним еще. Я сказал, что к сожалению буду в Банголоре только два дня и не смогу больше приехать, но оставил им адрес почты, чтобы они могли задавать любые вопросы.
15.00 После обеда мы поехали к семье жены Силуана для общения. Семья с рождения англикане, но Силуан за две недели до моего приезда начал рассказывать им о православии, сказал что им инетресно. Когда мы приехали, собралась вся семья: родители, сестра с мужем и их дочь. Я представился и последовали два часа разговоров о истории англиканства, священном Писании и предании, каноне нового завета, исхождении Святого Духа. Я приводил множество примеров, задавал много вопросов, они часто спрашивали в ответ. Интересный вопрос был «а если мы станем православными, куда же мы будем ходить? Где приход». Я ответил «так вы и будете приход! Его основателями . Сегодня вас 5 завтра будет 25 потом больше…это рост.» Они решили присоединиться завтра.
19.00 Пришли в гости три студента католического богословского колледжа и студент богословского университета из США. Силуан с ними так же общался несколько недель и рассказывал о православии. Утренняя история повторилась. Почти теже вопросы и два часа обсуждений. И такие же результаты. Всеобщее удивление как так они жили не зная…вслепую.
22.00 Сели разбирать завтрашнюю литургию.
16 ноября день восемнадцатый 8.00 Силуан со всей семьей поднялись помогать приготавливать помещение для литургии. После я совершил проскомидию (по ходу каждый шаг, объясняя Силуану). Он восхищался как же все мудро в церкви! Желающие миропомазаться задерживались и я исповедал семью Силуана. Когда все пришли, я еще раз спросил про их намерение и осознают ли они последствия. Все ответили, что хотят стать православными. Все вместе читали Символ веры.
Литургия прошла просто замечательно! Силуан со своей семьей оказались все музыкально опытные люди, отлично пели. За ними подпевали все присутствующие, пришли так же два студента колледжа и Давид, студент из США. Всю литургию служили на английском, Силуан пел абсолютно все, что должен петь хор и получалось очень хорошо. Причастников было 8 человек. После литургии все вместе попили чаю и плюшками и общались на свободные тепмы. Было очень много вопросов . Студенты колледжа сказали что начнут разговаривать с родителями о переходе в православие. Вновь присоединенные спрашивали об иконах, и символике. Один молодой человек выказал желание подготовиться к миропомазанию и спросил как стать священником? Общались около часа. Все разошлись в восторге и радости.
15.00 Поехали с семьей Силуана в город за сувенирами для меня. Так получалось в течении всего путешествия,чтогде бы я не появлялся сразу приковывал к себе внимание окружающих. Так вышло и в этот раз. Несколько эпизодов: Проходя мимо, индуистские женщины пытались перекреститься, два водителя рикш (мусульмане) сделали что-то вроде поклона, две католические монахини видя меня стали обсуждать кто я такой и решили , что англиканский священник, Силуан слышал все и вслед им сказал «Сестры! Это не англиканский а православный священник из России». Когда приехали в магазин рядом была католическая церковь для «христианской медитации». Я зашел посмотреть. А к Силуану подбежала монахиня и стала расспрашивать кто я и откуда, когда я вышел завязался разговор, я коротко рассказал откуда я и спросил знает ли она что-нибудь про православную церковь. Она ответила «Не слышала»,я коротко рассказал кто мы и откуда, как так получилось что мы не вместе с католиками. Оказалось она совсем не знает историю даже своей церкви. Я предложил ей поизучать. Пока говорили из здания то и дело выглядывали другие посмотреть, а в итоге попросили сфотографироваться. Силуан сказал, что в индии никто их священников не ходит в своей одежде, поэтому мое появление в черном (что уже странно для здешних мест) подряснике уже вид проповеди и причем как оказалось действенный.
19.00 снова пришли два студента колледжа, сказали что хотят благословиться и решили переходить, но будут готовиться и решать вопросы с родителями. Я благословил их , подарил им маленькие иконы и сказал , чтобы были честны в поиске истины.
22.00 Собираю чемодан…через 6 часов самолет в Москву, а потом на поезде домой, где Господь готовит новые дела на ниве миссионерства. Думаю о том, как же велик Господь и как сильно любит всех людей! И Он готов открыть Себя каждому человеку, в каком бы дальнем уголке мира он не оказался, лишь бы только он захотел найти Бога по-настоящему! Но как же часто бывает, что самым далеким и неизведанным уголком для нас оказывается наше собственное сердце, в которое мы должны пустить Бога и дать Ему возможность действовать в нас , чтобы слова «да будет воля Твоя» были для нас реальностью, а не то, от чего мы так часто бежим…
Руководитель миссионерского отдела Петрозаводской и Карельской епархии иерей Станислав Распутин
29 ноября 2012 г. Источник: БФ "Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева"
Читать: Подробное описание зарождения православной общины в Индии
О православии в Индии
|