Экономика Индии Обзор экономики Еще 15 лет тому назад, Индию называли спящим гигантом и тигром в клетке. Экономисты пренебрежительно называли рост экономики Индии "индусским” (3% в год). С тех пор как Индия окунулась с головой в рыночные реформы в 90х, средний уровень экономического роста удвоился. Преобразился характер индийской экономики.
Раньше основой индийской экономики был экспорт текстиля и ювелирных украшений, а сейчас Индия известна в мире как экспортер высокотехнологичного программного обеспечения и фармацевтических препаратов. Существует тесная связь между основанной на знаниях экономикой, охватывающую глобальную экономическую арену, и Индией, производящей от программного обеспечения до биотехнологий и находящейся на передовом рубеже экономического развития. Уровень роста реального ВВП оценивается в 6% в сравнении с уровнем роста в 6.4% достигнутого в 1999-2000 годах и 6.6% в 1998-1999 годах.
Несмотря на спад в мировой экономике, Индия является одной из самых быстрорастущих экономик мира.
За 50 лет, с тех пор, как Индия стала республикой, национальный доход возрос в 6.6 раз в рупиях с 40.454 крор (1 крор = 10.000.000) до 267.551 крор (сложный уровень роста 4.1% в год). Доход на душу населения также возрос в 2.9 раза с 1.127 до 3.212 рупий, что по покупательной способности эквивалент 2.300 долларов США. ВВП находится на уровне 311.766 крор. В 2001 году инфляция оставалась на низком уровне около 4%.
Будучи сейчас на пятом месте среди самых крупных экономических держав в мире (по аналогии с покупательной способностью), экономический рост Индии и направление экономики имело два отчетливых периода: до и после 1991 года.
До 1991 года, когда в Индии начались широкомасштабные экономические реформы, изменившие направление индийской экономики, почти полвека Индия следовала путем импровизированной смешанной экономической модели. Существовали и общественный и частный сектор, но они зависели от обширного планирования. Этот период характеризовался вездесущим присутствием государства в индустриализации, в то время как земельная реформа и демократические преобразования одновременно имели социальный и политический рост. Считалось, что экономического роста можно добиться только вместе с социальными и политические достижениями.
В этом периоде были построены "храмы” современной Индии: металлургические заводы, дамбы, технологические и научные институты. Во второй половине 20 века индийская экономика имела годовой рост близкий к 4.5%, но в основном средний рост был приблизительно 3.5% в год. Такой уровня роста называют "индусским”. Местная промышленность была защищена квотами. Развитие промышленности происходило в условиях, когда промышленное лицензирование душило конкуренцию и торговые барьеры сокращали экспорт.
Несмотря на то, что Новая Промышленная Политика в 1991 включала в себя появляющиеся в глобальной экономике тенденции, Индия все продолжала применять плановый подход, считая, что государственная поддержка развития инфраструктуры была просто необходима для процветающей экономики. Первый план 1951-56 годов сфокусировался на сельском хозяйстве, чтобы поднять уровень дохода улучшением транспорта, увеличением производства электроэнергии и проведением электричества в сельскую местность. Тяжелая промышленность стала появляться только после второго плана. Индия пропустила промышленную революцию 19 века, и во многих областях ей пришлось начинать с нуля. Третий план последовал за образованием основных индустрий, консолидируя достижения прошлых лет.
В 1991 году, для разрешения кризиса баланса платежей, потребовались незамедлительные стабилизационные меры. Одновременно пришло понимание, что и стратегия развития того времени, также требует крупномасштабных изменений. Это привело к развитию рыночной экономики. За исключением нескольких стратегически важных индустрий, в целом была отменена система лицензирования. Была проведена либерализация международной торговли для усиления конкуренции и эффективности. К 2001 году квоты и количественные ограничения на импорт были полностью отменены. Прямые иностранные инвестиции активно привлекаются почти во всех секторах индийской экономики, включая страхование и других прошлых лоббистов национализации. Ослабление ограничений привело за собой постепенное увеличение промышленного роста.
Индийская экономика показывала хорошие результаты за последние два десятка лет. Средний ежегодный рост ВВП возрос с 5.4% в 12 летний период, закончившийся в 1991-92 годах, до 6,4% на период с 1992-93 до 2000-2001. За последний период, Индия провела существенные структурные изменения, вызванные непрерывным процессом экономических реформ. Ход реформ был ускорен в 90х годах, и экономика хорошо отреагировала на изменения, введенные в большинстве секторов индийской экономики того времени. Как следствие, индийская экономика показала высокий уровень жизнеспособности, несмотря на восточно-азиатский финансовый кризис и недавнее чрезмерное увеличение цен на нефть.
Индия является одной из стран, основавших и подписавших Общее Соглашение по Тарифам и Торговле (GATT), которое предшествовало появлению Всемирной Торговой Организации (WTO). Индия всегда приветствовала международную торговлю, но выражала обеспокоенность, связанную с особенностями и интересами развивающегося мира.
Индия считается одной из ключевых голосов развивающихся стран на международных форумах. Южная Азия, и в особенности Индия, получает выгоды от расширения международной торговли, которое последовало за созданием ВТО в 1995 году, показывая значительное увеличение экспорта и проводя интеграцию в мировую экономическую систему.
Растущие цены на импорт нефти остается серьезным вопросом для экономистов-плановиков, потому что Индия будет одной из четырех наиболее энергопотребляющих стран в новом тысячелетии. Правительство Индии упразднило механизм регулирования цен на горюче-смазочные материалы, делая их более совместимыми с мировыми ценами и фокусируясь на разработке и добыче, но также и изучая новые источники энергии. Появившаяся новая политика в области разработки месторождений и добычи и создание Нефтегазовой Корпорации способствовали тому, что Индия инвестирует в разработку ресурсов по всему миру от Алжира до России и Вьетнама. Правительство диверсифицировало источники энергии и стало использовать как альтернативу традиционным источникам энергии природный газ, ядерную и гидроэнергетическую энергию. В настоящее время Индия ведет переговоры о строительстве газопровода из Ирана, и также есть возможности импорта газа из Бангладеш, соседа Индии с востока.
Дальнейший рост был необходим для поднятия уровня жизни многих слоев населения и устранения массовой нищеты. Процесс дерегуляции удалил препятствия для иностранного бизнеса и способствовал либерализации экономики. В отличие от других стран Индия не стала проводить приватизацию за короткие сроки, сохраняя на время нежизнеспособные индустрии во избежание социального беспорядка. Была создана комиссия по Приватизации для продажи государственной собственности во многих компаниях.
Сейчас превалирует мнение, что правительству не следует заниматься производством, а увеличивать свое влияние в обеспечение инфраструктурой. Правительство со своей бюрократической структурой и многими уровнями подотчетности не в состоянии производить необходимую продукцию в условиях конкурентной и быстрорастущей экономики. Приватизация обеспечит распределение государственных средств на развитие инфраструктуры. Отвести значительные средства на развитие инфраструктуры можно, только если передать в руки населения объекты по производству товаров. Средства, полученные от приватизации, также помогут сократить внутренний долг, потраченный на строительство этих объектов. Более того, приватизация позволит экономическим субъектам функционировать эффективно и тем самым вносить вклад в экономику страны.
Набранный темп экономических реформ был выдержан в 90х. Были предприняты крупные фискальные реформы по расширению налогооблагаемой базы и оптимизации структур, занимающихся сбором налогов и пошлин. Также были проведены реформы в области иностранных инвестиций и торговой политике. Сейчас проводятся реформы в общественном секторе по сокращению нагрузки на общественные средства, увеличивая эффективность операций общественного сектора и сокращая коэффициент ICOR. Проводится укрепление законодательной, институциональной и регулирующей баз в таких областях как страхование, банковский сектор, рынок капитала, энергетический сектор и телекоммуникационный сектор для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры. Союзный бюджет предусматривает принятие различных мер для развития рынков капитала и финансового сектора и для большего доступа частных инвестиций в сектор страхования.
Сердце Индии лежит в деревнях. Сельское хозяйство и вспомогательная деятельность составляют 27% от всего ВВП, обеспечивая работой 65% трудоспособного населения. На долю сельского хозяйства приходится 27% всего экспорта. Рост сельского хозяйства отмечается на уровне 3.9% в год. Так как основной упор делается на зерновые культуры, в 2002 году Индия заняла второе место в мире по производству пшеницы и риса. Также Индия занимает второе место в мире по производству овощей и фруктов, выращивая 65% производимого в мире манго и 11% всех бананов.
Вот почему сельское развитие является ключевым сектором в усилиях правительства, направленных на борьбу с нищетой и на социально-экономический прогресс. Это осуществляется через программы, рассчитанные как на районы подверженные засухе, так и районы подверженные наводнению. Политика земляной реформы, проводящейся со дня независимости, нацелена на создание равноправных структур, устранение эксплуатации в земельных отношениях и расширение земельной базы для беднейших слоев населения.
Несмотря на то, что индийский внутренний рынок один из самых крупных в развивающемся мире, упор делается на внешнюю торговлю. Рост экспорта в 2000 был отмечен на уровне 13.2%. За последние годы статьи индийского экспорта включают в себя морские продукты, продукцию электронной промышленности, драгоценные камни и ювелирные украшения, текстиль, ремесленные изделия и ковры.
Самый большой рост был отмечен в производстве и экспорте программного обеспечения – более 50% за последние два года. Так как новое тысячелетие принесло с собой мировой экономический спад, то это не могло не затронуть и Индию. Несмотря на это, ожидается, что рост экспорта программного обеспечения достигнет 30% в следующем году и к 2008 индийский экспорт программного обеспечения превысит 50 миллиардов долларов. В самые быстрорастущие сегменты сектора программного обеспечения входят услуги с применением информационных технологий, рост которых был на уровне 70%. Технологичные статьи экспорта включающие в себя программное обеспечение, фармацевтическую продукцию и услуги, основанные на человеческих ресурсах, такие как в области здравоохранения и образования, являются очень перспективными для Индии. Сектор услуг развивался очень успешно в 1999-2000 годах. Средний уровень роста торговли, гостиничного бизнеса увеличился.
Промышленность Индии развитие, сектора ...
ИНВЕСТИЦИИ В ИНДИИ Программа экономических реформ, начатая в Индии в 1991 году, позволила добиться больших успехов. Сменявшие друг друга правительства продолжали последовательно расширять и углублять этот процесс.
Сейчас промышленная политика намного проще, либеральнее и носит более открытый характер, активно поддерживая частные инвестиции, в том числе иностранные. Особое внимание уделяется инфраструктурному сектору, где предпринимаются специальные меры, стимулирующие инвестирование. Внешняя торговля освобождена от многих видов контроля, а налоги постоянно понижаются. В будущем предлагается также освободить от контроля некоторые статьи импорта товаров широкого потребления. Политика в области курса обмена валюты значительно смягчилась. Индийская рупия конвертируема для текущих внешнеэкономических операций. Индивидуальные и корпоративные налоги были существенно уменьшены, и на рынке капитала произошли фундаментальные изменения.
Индия имеет много преимуществ для иностранных инвесторов:
* Большой рынок, население около 950 миллионов человек, из них более 300 миллионов относятся к среднему классу, который постоянно растет.
* Обилие природных ресурсов, богатая минеральная база, самообеспечение в сфере сельского хозяйства.
* Стабильная демократическая система, существующая более 50 лет со времени достижения независимости.
* Свободная пресса, сильная и независимая судебная система.
* В коммерции и управлении используется английский язык.
* Стабильный рост и макро-экономическая стабильность. За последние несколько лет рост ВВП в среднем составлял от 6 до 7%.
* Индия занимает пятое место в мире по паритету покупательной способности и имеет развитую промышленную базу
* Высокие показатели внутренних сбережений – более 26% ВВП и достаточные резервы СКВ - около 25 млрд. долларов США.
* Сильный и зрелый частный сектор.
* Высоко развитая инфраструктура R&D (исследования и развитие). Учебные заведения и учреждения, занимающиеся технологическими, инженерными и управленческими исследованиями, отвечают мировым стандартам.
* Наличие многочисленного высококвалифицированного управленческого и консультирующего персонала.
* Конкурентоспособные уровни зарплаты и гармоничный климат производственных отношений.
* Высокоразвитый финансовый сектор с широкой банковской сетью и хорошо развитым рынком капитала.
* Индия является членом MIGA (Многостороннее агентство по гарантии инвестирования) и заключила двусторонние соглашения по продвижению и защите инвестиций со многими странами. Индия подписала двусторонние конвенции по избежанию двойного налогообложения с несколькими странами. Индия может стать идеальными воротами на более широкий рынок SAARC (Южно-индийская ассоциация по региональному сотрудничеству), с учетом создания южно-азиатской зоны свободной торговли (SAFT) в 2001 году.
В различных секторах, в 26 штатах и 6 союзных территориях Индии существуют широкие возможности для инвесторов. В одной только инфраструктурной области объем инвестиций, необходимый на ближайшие 10 лет, составляет 400 млрд. долларов США, внутренних источников для этого недостаточно. То есть, существующая ситуация благоприятна для иностранных инвестиций.